Размер шрифта:
f

Написать
губернатору

Задайте Ваш вопрос

Пресс-служба губернатора

Тел.: (3452) 42-72-02
E-mail: press@72to.ru

Послание губернатора Тюменской области В.В. Якушева Тюменской областной думе «О положении дел в области» 25 октября 2007 года

25 октября 2007  

Уважаемые депутаты Тюменской областной Думы!

Уважаемые представители органов власти, науки, культуры, деловых кругов, общественности области!

Дорогие тюменцы!

Это мое второе ежегодное послание в качестве Губернатора области Тюменской областной Думе. И первое, с которым я обращаюсь к депутатам областной Думы четвертого созыва. Но не только к ним. Люди, собравшиеся в этом зале, определяют пути и темпы развития всех сфер жизни нашего региона. Сегодня нам нужен прямой и откровенный разговор – более того, через вас и с вашей помощью я хотел бы обратиться ко всем жителям Тюменской области и пригласить их к участию в этом разговоре. И у меня есть основания полагать, что разговор будет продуктивным – ведь вместе нам уже удалось многое. Положительные социальные и экономические результаты достигнуты благодаря последовательной реализации  стратегии развития области  как современного, динамичного, конкурентоспособного региона. В  сотрудничестве с областной Думой для этого создана надежная правовая база. Уверен, вместе с новым составом  областной Думы  мы  продолжим совместную работу  по  повышению  качества  жизни населения, улучшению  имиджа региона. Конструктивный  диалог властей всегда поддерживает Полномочный представитель Президента России в Уральском  федеральном округе Петр Михайлович Латышев и возглавляемое им представительство.

Уважаемые коллеги! Начать я хотел бы с того, чтобы призвать задуматься о той беспрецедентной ситуации, в которой сейчас находится страна – и Тюменская область как ее неотъемлемая, а для нас и самая любимая часть.

Россия – накануне ответственного события. Через месяц с небольшим нам предстоит избрать новый состав Государственной Думы. Но это будут не просто парламентские выборы – президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, которому в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации предстоит еще через несколько месяцев оставить свой пост, принимает непосредственное участие в выборах в Государственную Думу, возглавив список Всероссийской политической партии "Единая Россия".

Что значит это его совсем недавно принятое решение?

Оно значит, что человек, обладающий бесспорным статусом национального лидера – и это не мое частное мнение, а мнение общества, что неоднократно подтверждено социологами – остается в большой политике.

Оно значит, что риски для политической стабильности тем самым радикально снижены.

Оно значит, что наш горизонт планирования существенно расширился, что мы можем – и должны – смелее и быстрее двигаться дальше, создавая то будущее, в котором хотели бы жить.

Образу будущего я и намерен посвятить сегодняшнее послание.

Я хочу поделиться с вами тем образом будущего Тюменской области, который сложился у меня за время работы в должности губернатора, да и за предшествующие годы, тоже, как вы знаете, неразрывно с ней связанные. Этот образ открыт для обсуждения и критики. Но, конечно, я надеюсь, что найду в вас единомышленников, что мы сможем вместе реализовать этот образ и обеспечить тюменцам то качество жизни, которого они достойны.

Я как губернатор Тюменской области, конечно, говорю здесь и сейчас именно о тюменцах – но вообще-то мы все понимаем, что судьба и будущее области неотделимы от судьбы и будущего России.

В последние годы все более четко обрисовывается особая роль, особая, если хотите, миссия Тюменской области – в самых разных сферах мы выступаем как пилотный субъект Федерации, как регион, наработки которого становятся модельными и образцовыми, опыт  которого в дальнейшем начинает перениматься за его пределами и на федеральном уровне.

Это и реализуемая нами совместно с органами государственной власти Ханты-Мансийского – Югра и Ямало-Ненецкого автономных округов программа "Сотрудничество", в рамках которой создается уникальный опыт совместного решения силами субъектов Федерации крупных экономических и социальных задач.

Это и созданная рабочей группой Государственного Совета, которой мне было поручено руководить, методика оценки эффективности деятельности органов власти, опирающаяся на наши наработки, наш опыт.

Это и осуществляемый совместно с Министерством регионального развития уникальный проект привлечения частных инвесторов к управлению комплексом коммунального хозяйства.

Это и многочисленные инновации в сфере здравоохранения – от строительства в Тюмени Федерального центра нейрохирургии до реформы методов оценки качества медицинской помощи (о важности этой задачи, кстати, неделю назад вновь говорил Президент Российской Федерации).

Это и решительные перемены в системе оплаты учительского труда, поставившие ее в прямую зависимость от достигнутых результатов и одновременно обеспечившие ее заметное повышение – напомню, что Министерство образования и науки признало Тюменскую область "регионом-лидером российского образования"  наряду с Москвой и Санкт-Петербургом.

Это и стабильные призовые места, занимаемые Тюменью в конкурсе "Самый благоустроенный город России" уже пять лет подряд.

Это и наш технопарк "Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа".

Это и проектируемый нами венчурный фонд, и многое другое. И все это, конечно, не случайно.

Такая роль, роль региона-первопроходца и пионера, налагает особую ответственность – но Тюмень к ней готова. Именно поэтому я считаю своим долгом представить сегодня образ нашего будущего. Разумеется, только в самых главных чертах – затем должна последовать его конкретизация, выработка определенных политических, административных, бюджетных решений. Думаю, за этим дело не станет – если удастся прийти к общему мнению относительно смысла и генеральной цели всех наших повседневных усилий. Но хотя бы раз в год нужно подняться над повседневностью – а еще лучше ни на один день не забывать о том, ради чего, в конечном счете, ты работаешь. Очень надеюсь, что нам это удастся.

Итак, каким я вижу будущее Тюменской области?

Я вижу область как многоотраслевой хозяйственный комплекс, "мотором" развития которого стали инновационные технологии, а конкурентоспособность экономики достигла мирового уровня.

Я вижу область, в которой достоинство человеческой жизни надежно обеспечено и защищено, в которой справедливая и разумная социальная политика гарантирует каждому человеку возможность свободно распоряжаться своими способностями, найти уважаемую, любимую, хорошо оплачиваемую работу, в которой и молодой человек, и ветеран избавлен от страха и неуверенности. Я вижу область, каждый житель которой – и в больших городах, и в далеких селах – может получить современное образование и качественную медицинскую помощь.

Я вижу область, все жители которой ощущают свою причастность к высокой духовной и нравственной культуре многонациональной России, всем жителям которой доступны современные информационные ресурсы и технологии и никто не чувствует себя отодвинутым на мировую периферию.

Я вижу область, в которой сложилась эффективная, прозрачная, ответственная система управления, основанная на развитой демократической политической культуре, в которой законотворчество, административная деятельность и свободная гражданская активность осуществляются в рамках единой, совместно выработанной стратегии. Кстати, ведь один из самых ценных наших ресурсов – уникальная политическая культура, исторически возникшая в Тюменской области. Культура сотрудничества, культура социального, межнационального и межрелигиозного мира, культура общего дела и гражданской ответственности.

Мы уже немало сделали для такого будущего. Думаю, что вообще было бы правильно оценивать результаты каждого очередного года нашей работы прежде всего по тому, насколько мы приблизились к реализации этого образа. Точно так же нужно поступать, и готовя следующие шаги. Предлагаю с этой точки зрения проанализировать наши основные планы на 2008 год.

В области высокими темпами (превышающими общероссийские показатели) растет выпуск промышленной продукции. Среднегодовой прирост производства в 2006-2007 годах составляет около 10%. Объем отгруженной промышленной продукции  в 2008 году достигнет 103 млрд. рублей. При этом доля обрабатывающих производств в 2008 году возрастет до 70%.

В регионе реализуется политика развития высокотехнологичных производств в обрабатывающем секторе и снижения зависимости региона от конъюктуры мировых рынков сырья.

Существенную роль здесь играет система государственной поддержки, включающая выделение  земельных участков под размещение новых производств, субсидирование  процентных  ставок по кредитам банков для развития предприятий, стимулирование  спроса  на продукцию  тюменских производителей со стороны нефтегазовых компаний, содействие выставочной деятельности предприятий, оказание предприятиям информационно-консультационных и других услуг.

Но важно ускорить темпы перехода региональной экономики на инновационный путь развития. Необходимо продолжать поиск наиболее эффективных форм и методов государственной поддержки научно-инновационной деятельности.

Хотел бы отметить, что в последние годы значительно улучшилась ситуация в научно-исследовательском комплексе области, наращивается его интеллектуальный потенциал и укрепляется материально-техническая база. Только в прошлом году объем научно-технических работ, выполненных научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями области, возрос в 1,7 раза. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, увеличилась на 23%. Выросло количество инновационно-активных предприятий и внедряемых передовых производственных технологий.

Важной задачей Правительства области является привлечение инвесторов и концентрация инвестиционных ресурсов на наиболее перспективных направлениях развития производственного сектора экономики региона.

Крупнейшим на сегодняшний день является "Уватский проект" освоения месторождений углеводородного сырья. Только в период 2007-2009 годов компания ТНК-ВР планирует направить на его реализацию 64 млрд. рублей.

Компанией «Сибур-Холдинг» начато строительство производств по выпуску пропилена и полипропилена в г. Тобольске. Общий объем инвестиций в 2007-2010 годах составит около 30 млрд. рублей. В результате в Тобольске будет организовано производство по глубокой переработке углеводородного сырья и производству полипропилена мощностью до 500 тыс. тонн.

В области реализуются проекты строительства завода по производству стального проката компании «УГМК-Сталь», второй очереди Антипинского нефтеперерабатывающего завода, новых производств по выпуску фанеры международного стандарта, широкого спектра оборудования для нефтегазового комплекса.

В регион приходят такие крупные зарубежные компании, как Schlumberger, Bentec GmbH Drilling and Oilfield Systems, KCA Deutag Drilling GmbH, Halliburton,  MESA Imalat  и другие.

Ожидаемый объем инвестиций за 2007 год составит почти 90 млрд. рублей, а в  2008 году они превысят 100 млрд. рублей. Инвестиционный приток в экономику "надо сделать стабильной тенденцией". Именно так сформулировано требование к этой сфере деятельности в выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина на недавнем заседании Государственного Совета Российской Федерации в Уфе.

Приоритетом экономического развития для нас должна стать диверсификация экономики, наращивание усилий на новых, перспективных направлениях.

Стратегически важным является вопрос расширения разведанных запасов углеводородного сырья. В 2008 году на геологическое изучение недр будет направлено 6 млрд. рублей. Объем привлеченных средств на 1 рубль бюджетных инвестиций повысится до 29 руб. (в 2006 г. – 17,5 руб.). Прогнозные ресурсы углеводородного сырья составляют порядка 1,4 млрд. тонн, что свидетельствует о значительных перспективах южных территорий области.

Имеющиеся в регионе лесные ресурсы позволяют существенно увеличить объемы производства лесопромышленного комплекса без ущерба для окружающей среды. Для этого необходимо преодолеть инфраструктурные ограничения развития отрасли, а также реализовать проекты создания новых производств по глубокой переработке древесины, прежде всего, низкотоварной.

Новые возможности открывают переданные с 2007 года  на уровень субъекта Российской Федерации федеральные полномочия в области лесных отношений. В связи с этим нами ведется последовательная работа по разработке нормативной правовой базы, определению стратегии, а также системным преобразованиям отрасли. Начато реформирование "сельских" и переданных в ведение Тюменской области 22 федеральных лесхозов.

Для успешного развития лесного комплекса, привлечения  инвестиций  в лесопромышленную отрасль решается задача по созданию и обновлению информационной базы лесоустройства. В результате этой работы область получит объективные данные о состоянии лесного фонда, его ресурсном и экологическом потенциале, возможных объемах различных видов  использования лесов.

На 2008 год ставится задача по развитию в сфере лесопользования арендных отношений, которые будут способствовать не только повышению эффективности,  но и доходности лесной отрасли. В 2008 году на аукционы планируется выставить лесные участки, составляющие 22% лесного фонда области.

В области завершился начальный этап превращения туризма в одну из развитых отраслей экономики региона. За прошедший период из областного бюджета в значительных объемах профинансированы реконструкция и реставрация объектов показа. На принципах частно-государственного партнерства осуществлялось создание туристской инфраструктуры.

Успешное решение Правительством Тюменской области задач сохранения памятников историко-культурного наследия, привлечения инвестиций, культурно-духовного развития жителей даёт все основания сделать вывод: туризм в Тюменской области может и должен стать в ближайшее время динамично развивающейся конкурентоспособной отраслью экономики.

В области создаются благоприятные организационно-хозяйственные и финансовые условия для развития малого предпринимательства – путем внедрения эффективных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов и всесторонней подготовки кадров предпринимателей. Собственно, это направление деятельности тоже можно рассматривать как элемент диверсификации – государственная и частная инициативы должны дополнять друг друга.

В 2008 году в г.Тюмени будет создан бизнес-инкубатор и Гарантийный фонд поддержки субъектов малого предпринимательства. Создание фонда расширит возможности предпринимателей по привлечению дополнительных финансовых ресурсов  в виде кредитов, обеспеченных гарантиями. По расчетам 1 рубль гарантий фонда позволит привлечь до 10 рублей кредитов.

Государственная поддержка малого предпринимательства должна включать в себя:

- мотивацию населения области на занятие предпринимательской деятельностью путем пропаганды и повышения ее имиджа;

- консультационную и информационную поддержку малого бизнеса;

- обучение субъектов малого предпринимательства, оказание им консультационной  и информационной  поддержки;

- развитие сети бизнес-инкубаторов;

- возмещение части процентной ставки  по привлеченным кредитам и лизинговым платежам;

- возмещение части затрат  малого бизнеса по участию в выставках и  ярмарках.

Уважаемые коллеги! Политическое управление – непосредственно или опосредованным образом – представляет собой заботу об обеспечении базовых условий достойной жизни человека. Создание условий для жизнеобеспечения и здорового, позитивного самочувствия людей – квинтэссенция социальной политики.

И начать свой анализ наших действий в этом направлении я хотел бы с вопроса, который не перестает беспокоить меня и моих коллег: как преодолеть самую острую социальную болезнь нашего общества – бедность, жизненную неприкаянность еще немалой, к сожалению, части наших земляков.

Мы многое делаем для этого – наша экономическая политика действительно обеспечивает повышение жизненного уровня населения. В 2007 году среднедушевые денежные доходы населения составят 15 тыс. руб. в месяц. Это на 20% выше уровня прошлого года. Средний размер заработной платы превысит 16 тыс. рублей. На 2008 год прогнозируется дальнейший ее рост – на 8% в реальном выражении.

Учитывая, что  почти 18% от общей численности работающих – это работники бюджетной сферы, повышение оплаты их труда является приоритетным направлением   социально-экономической политики  области. В 2008 году предусматривается не только увеличение заработной платы бюджетников на 15%, но и осуществление ряда других мероприятий, реализация которых скажется на улучшении материального положения этой социальной группы. В частности, это гарантированное бесплатное санаторно-курортное лечение один раз в 2 года и бесплатный летний отдых детей работников бюджетной сферы.

Экономический потенциал области, ее эффективная бюджетная политика позволили выйти на более качественный уровень предоставления социальной поддержки отдельным категориям граждан Тюменской области.

В сентябре текущего года принят областной Закон  «О ветеранах труда в Тюменской области», который предусматривает установление мер социальной поддержки для новой категории граждан – ветеранов труда Тюменской области.

Особое внимание мы уделяем вопросам материальной поддержки семей, воспитывающих детей. Так, в Тюменской области с 2005 г. размер пособия на ребенка ежегодно увеличивается.

С 1 ноября 2007 года по решению Правительства области размер пособия на ребенка будет увеличен до 300 рублей в месяц, а пособия на ребенка одинокой матери – до 500 рублей в месяц. Также расширяется круг получателей данного вида социальной поддержки.

Кроме того, мы приняли решение о повышении расходов на выплату компенсации на питание учащихся школ с 15 октября  текущего года в 3,5 раза, а с 1 января 2008 года - еще на 30%.

Денежные средства на данные цели уже направлены в муниципальные образования.

Положительно зарекомендовала себя программа по выводу малоимущих семей  на самообеспечение. В настоящее время с учетом выявленных потребностей более 23 тысяч малоимущих семей  получили поддержку из областного бюджета на развитие личных подсобных хозяйств,  частного предпринимательства,  профессиональное обучение. Участники программы высоко оценивают ее эффективность. Почти две трети из них смогли получить новый трудовой доход, 28% прошли обучение или переподготовку с целью трудоустройства. Осуществляемый комплекс мер позволяет  Правительству области решать  задачу снижения доли бедного населения, поставленную Президентом России в Послании Федеральному Собранию. 

Одной из основных причин безработицы в области является несоответствие спроса и предложения на рынке труда по отдельным специальностям и профессиям. Для устранения  диспропорции органами исполнительной власти области принимаются меры по выявлению потребностей регионального рынка труда и корректировке  планов учреждений профессионального образования, реорганизации системы профессионального образования, созданию многоуровневых, многопрофильных образовательных учреждений, ресурсных центров, базовых отраслевых учебных заведений.

И все-таки проблема бедности еще далека от окончательного разрешения. Поэтому наши приоритетные задачи:

- повышение реальной заработной платы в регионе;

- повышение эффективности предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

- обеспечение гарантированного финансирования мер социальной поддержки населения в части полномочий Тюменской области.

Сегодня особое место в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления занимает реализация приоритетных национальных проектов. Они представляют собой системные, комплексные "карты" нашего движения к повышению уровня жизнеобеспечения людей и достойного качества их жизни. Поэтому остановлюсь на каждом из них.

В последние годы агропромышленный комплекс области интенсивно развивается в соответствии с поставленной стратегической целью – повышение эффективности и конкурентоспособности агропромышленного производства. Основная доля товарных сельскохозяйственных предприятий работает рентабельно. Растет уровень менеджмента, увеличивается объем инвестиций в основной капитал, осуществляется технологическая модернизация производства. Формируется высокопродуктивный генетический потенциал животных. На сегодня область имеет самую высокую  в Уральском федеральном округе продуктивность дойного стада и урожайность зерновых культур, на  18-20% превышающие средние  показатели  по России.

В 2007 году при поддержке областного бюджета реализуется 138 инвестиционных проектов на сумму более 12 млрд. рублей, в том числе  108 - в   животноводстве, 12 –  в растениеводстве, 15 – в сфере  переработки, 5 – в рыболовстве.

Крупнейшими являются модернизация действующих производств ОАО "Ялуторовскмолоко", маслосыркомбината "Ишимский", ЗАО "Племзавод-Юбилейный", агрофирмы "КриММ" и других.

Повышается инвестиционная привлекательность сельскохозяйственных предприятий.  В целом на 1 рубль инвестиционных вложений областного бюджета  привлекается дополнительно  4 рубля  из  внебюджетных источников. Но этого тоже недостаточно. Нужно добиться к концу 2009 года привлечения 10 рублей на 1 бюджетный рубль.

Задачи в рамках Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы" на 2008 год:

-      увеличить энергообеспеченность  сельскохозяйственных организаций на 5-8% в расчете на 100 га посевных площадей, при этом довести долю энергонасыщенной техники до 22- 24% от общего ее наличия;

-      для снижения рисков от воздействия неблагоприятных погодных условий довести долю раннеспелых сортов зерновых культур до 57% и обеспечить стабильную урожайность не менее 24,5 ц/га; 

-      сформировать племенное ядро крупного рогатого скота не менее пятой части от общего поголовья – с доведением продуктивности дойного стада до 4600 кг.

Рубежи 2008 года – прирост объемов  продукции сельского хозяйства на  4%,  рост производства молока на 5,4%, мяса  –  на 4,1%, товарной продукции малых форм хозяйствования – на 6%.

Скажу еще об одной актуальной задаче, без решения которой наши замыслы неосуществимы. Необходимо срочно сформировать эффективную систему подготовки и переподготовки менеджеров агропромышленного производства  с использованием местных учебных заведений высшего и среднего звена.

Реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" придала дополнительный импульс развитию жилищной сферы и коммунального хозяйства Тюменской области.

Для области характерно интенсивное жилищное строительство с сохранением тенденции его роста. По показателю ввода жилья на душу населения область устойчиво занимает первое место среди регионов УрФО и является одной из ведущих в России.

В 2007 году будет  введено  не менее 863 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, в 2008 году – 931 тыс.кв.метров.

Но только продолжая наращивать объемы строительства, мы сможем добиться прекращения роста стоимости жилья, удовлетворить спрос и повысить его доступность для населения. Стратегический ориентир для нас определен в последнем Послании Президента Российской Федерации – строить не менее одного квадратного метра жилья на человека в год. Так что предел роста еще далеко не достигнут.

Особую социальную значимость имеет доступность жилья для молодых семей. В рамках национального проекта в области с августа 2006 года заработала программа по обеспечению жильем молодых семей. Около 1000 таких семей улучшили свои жилищные условия, более 300 молодых семей и специалистов на селе воспользовались государственной поддержкой в виде субсидий из областного бюджета для улучшения жилищных условий.

В 2007 году в сферу жилищного строительства по схеме ипотечного кредитования вольется около 7 млрд. рублей. Но доступность ипотеки для наших граждан еще недостаточна и должна расширяться и далее.

Значительно увеличено финансирование строительства жилых домов для переселения из непригодного для проживания жилищного фонда. Только в 2007 году будет построено и приобретено более 25 тысяч квадратных метров жилья, отселено более 500 семей.

Кроме того, мы продолжаем строительство в каждом муниципальном районе за счет средств областного бюджета многоквартирных жилых домов для граждан льготных категорий.

Активно развивается малоэтажное и индивидуальное строительство на площадках, к которым за счет средств областного бюджета подводятся инженерные сети и дороги.

Уже в 2008 году индивидуальными застройщиками будет строиться более половины всего жилья в регионе. Особенно интенсивно индивидуальная жилищная застройка ведется в текущем году в г. Тюмени и Тюменском районе, Тобольске, Ялуторовске, Ишиме и Ишимском районе, Нижнетавдинском и Исетском районах.

С 1 марта 2007 года земельные участки в области предоставляются только через аукционы. Такая схема обеспечивает равный доступ к получению земли всем заинтересованным лицам. Уже сегодня срок оформления документов сократился до ста дней. Но надо продолжать работу по оптимизации этого процесса.

Деятельность органов исполнительной власти области в жилищной сфере должна быть направлена на:

-      обеспечение инженерной подготовки территорий под жилищное строительство;

-      оказание поддержки отдельным категориям граждан в предоставлении жилья по договорам социального найма;

-      обеспечение устойчивого и эффективного функционирования системы ипотечного жилищного кредитования;

-      создание условий для привлечения внебюджетных средств на строительство жилья, формирование финансового механизма по оказанию гражданам  целевой адресной бюджетной поддержки в рамках бюджетного законодательства Российской Федерации;

-       более активное переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.

По-прежнему в центре внимания органов государственной власти должны быть вопросы развития жилищно-коммунального хозяйства. Совершенствование структуры управления жилищно-коммунальным комплексом обеспечит вывод его предприятий на безубыточный уровень работы. Финансовым результатом реализации муниципальных программ в 2007 году будет снижение убытков по сравнению с 2006 годом на 75%. Здесь основное направление – реорганизация предприятий жилищно-коммунального хозяйства, внедрение эффективных форм хозяйствования. Обеспечить ремонт и модернизацию коммунальной инфраструктуры невозможно лишь путем вложения государственных инвестиций. Необходимо привлекать для работы в жилищно-коммунальном хозяйстве частный капитал, определив правила взаимоотношений с ним, оптимальные пропорции между властью и бизнесом.

Приоритетные задачи жилищно-коммунального комплекса на 2008 год:

-      разработка и реализация региональной Программы капитального ремонта жилищного фонда; создание накопительных счетов для проведения капитального ремонта многоквартирных домов;

-      реализация программы «Выход предприятий жилищно-коммунального комплекса на безубыточный уровень работы»;

-      организация  конкурсного выбора управляющих компаний для многоквартирных домов;

-      совершенствование тарифного регулирования сферы жилищно-коммунального хозяйства;

-       снижение сверхнормативного износа объектов коммунальной инфраструктуры, их модернизация путем внедрения ресурсосберегающих технологий.

В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" в области проводится целый комплекс мероприятий, направленных  на улучшение качества и продолжительности жизни граждан. Этими мероприятиями охвачены практически все составляющие системы здравоохранения.

Строительство и капитальный ремонт лечебных учреждений, оснащение их высокотехнологичным  оборудованием позволяют повысить доступность и качество медицинских услуг. Более благополучной стала эпидемиологическая обстановка в области.

В результате проведения дополнительных мер по национальному проекту «Здоровье», диспансеризации населения, реализации программы «родовых сертификатов» практически у всех категорий  медицинских работников повысилась заработная плата.

В первую очередь хотелось бы сказать о поддержке первичного звена здравоохранения.

За два последних года мы серьезно продвинулись в вопросах капитального ремонта участковых больниц и амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, оснащения их современным лабораторным и диагностическим оборудованием. Благодаря проводимой работе все фельдшерско-акушерские пункты области, а их почти 700,  будут соответствовать необходимым лицензионным требованиям.

Особую социальную значимость имеют вопросы снижения детской смертности.

Внедрение новых диагностических технологий в детской кардиохирургии обеспечило успешную коррекцию пороков даже в самый ранний период жизни. По-настоящему большим достижением стало отсутствие в области листа ожидания по кардиохирургическим  операциям у детей.

В рамках регионального сегмента приоритетного национального проекта "Здоровье" и расширения профилактического направления в здравоохранении второй год в области проводится  дополнительная диспансеризация населения. Осмотрено 284 тысячи человек, что составляет более 60% процентов от всего работающего и застрахованного населения. В 2007 году проводится и диспансеризация детского населения. Правительством Тюменской области принято решение о диспансеризации подростков и молодых людей от 14 до 21 года. 

Особое внимание уделяется оздоровлению ветеранов. В текущем  году увеличены на 35% по отношению к прошлому  году расходы областного бюджета на их лечение.

В областном  геронтологическом центре могут поправить свое здоровье более  тысячи пожилых людей, организуются бесплатные специализированные заезды. В Центре начато строительство нового спального корпуса и корпуса восстановительной терапии.

Сегодня мощность областных и федеральных специализированных клиник позволяет своевременно проводить диагностику и оказывать высокотехнологичную  помощь практически по всем известным недугам.

Так, мы продолжаем финансирование высокотехнологичных методов лечения бесплодия, поскольку потребность в них по-прежнему высока, а результативность доказана. За 8 месяцев 2007 года бесплатное лечение  получили 620 семей, родилось 166 детей, в том числе 17 двоен и 3 тройни.

С учетом сложившейся региональной структуры заболеваемости и смертности населения практически в 2 раза увеличены по сравнению с прошлым годом расходы  на проведение дорогостоящих кардиологических операций.  Объем средств, выделенных на данные цели, составил более 300 млн. рублей.

Впервые в текущем году принято решение об участии региональных клиник в оказании высокотехнологичной помощи за счет средств федерального бюджета по так называемым федеральным квотам. Комиссией Росздравнадзора было дано заключение о соответствии областных лечебных учреждений предъявляемым требованиям. Так, Тюменской областной клинической больнице дополнительно  выделено 290 квот по кардиохирургии.

Все это  позволило уменьшить сроки ожидания высокотехнологичной помощи, увеличить число пролеченных больных. Уже  более 80% нуждающихся  получили   необходимую  кардиологическую и кардиохирургическую помощь.

Наша задача – открытие пунктов неотложной кардиологической помощи в сельских территориях области, что  обеспечит  равную  доступность данного вида помощи.

Предоставление медицинской  помощи при онкологических заболеваниях  всегда связано со значительным объемом  финансирования. Но нельзя забывать, что от доступности и качества данной медицинской помощи слишком часто зависит жизнь людей.

В целях снижения заболеваемости совершенствуются все возможные формы диагностических  исследований: и профилактические осмотры, и анкетирование, и выездные формы работы бригад специалистов  в сельские территории. Внедрены программы маммографических обследований и определения простатспецифического антигена. В этом году в областном онкологическом диспансере запущено новое радиологическое оборудование для оказания современной помощи онкологическим больным. В областной клинической больнице успешно внедряются новые методики оперативного лечения на уровне мировых стандартов. Намечено дальнейшее усиление  лечебно-профилактической работы по онкологии на базе межтерриториальных центров в Ишиме и Тобольске. 

Мы создаем в регионе условия по обеспечению максимально возможной быстроты оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях  и других  чрезвычайных ситуациях. За два последних года  был полностью обновлен автопарк службы скорой медицинской помощи, и  в настоящее время он соответствует утвержденным стандартам. Центральные районные больницы, по территориям обслуживания которых проходят федеральные трассы, имеют отделения хирургии и реанимации, оснащенные современным оборудованием.

Главные задачи в сфере здравоохранения:

-      обеспечение равной доступности и качества оказания медицинской помощи;

-      решительное улучшение работы первичного звена здравоохранения;

-      профилактика заболеваемости через расширение диспансеризации и вакцинации населения, в первую очередь – особо уязвимых групп;

-      развитие таких видов высокотехнологичной медицинской помощи,  как нейрохирургия, сердечно-сосудистая хирургия, протезирование;

-       повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи для сельских территорий.

Специально хочу подчеркнуть важность еще одной проблемы. Прошу руководство областной медицинской отрасли и медицинскую общественность в ближайшее время внести предложения по развитию ее кадрового потенциала, более активному привлечению молодых квалифицированных специалистов, закреплению выпускников медицинских вузов и колледжей в участковой сети и сельских районах.  

В настоящее время в области созданы условия для укрепления ценностей здорового образа жизни

Мы уже очень много сделали в этом направлении, развивая центры физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, создавая условия для внеурочной работы на спортивных площадках, в спортивных залах.  Ежегодно растет число участников дней здоровья, сельских спортивных игр, спартакиад и соревнований.

В области   вводятся  в эксплуатацию новые спортивные сооружения. Это и современные спортивные комплексы с  бассейнами,  теннисные и хоккейные корты  и просто спортивные площадки. В текущем году ведется строительство и реконструкция 42 спортивных объектов.

Важным направлением деятельности является подготовка спортивного резерва.  В настоящее время в  спортивных школах  и клубах занимается более 25 тысяч человек.  Ежегодно наши спортсмены подтверждают свой уровень в соревнованиях российского и международного уровней. В этом году  завоевано 427 медалей разного достоинства.

В текущем году мы в 2 раза увеличили денежное содержание спортсменов, входящих в сборные команды по различным видам спорта,   размер которого составляет сейчас почти 7 тыс. руб.

Основной акцент в нашей деятельности по развитию спорта, физкультуры и оздоровительной работы в области необходимо сделать на  проведении спортивно-массовых мероприятий по месту жительства, работы и учебы, а также на максимальном привлечении к ним работодателей, общественных организаций. Стоило бы, наконец, подумать над тем, чтобы возродить добрые физкультурно-спортивные традиции в трудовых коллективах.

Считаю важным, чтобы все общественные институты включились в решение вопроса  сохранения здоровья подрастающего поколения и формирования культуры здорового образа жизни.

Тюменская область активно реализует все федеральные и региональные направления приоритетного национального проекта "Образование".

В области созданы необходимые условия для обеспечения качественного образования на всех уровнях.  Это касается и материально-технической базы учреждений, и уровня профессиональной подготовки педагогов. Мы можем с уверенностью охарактеризовать работу тюменского учительства как новаторскую и ориентированную на будущее. Задачей является широкое использование профессионализма, творческого потенциала наших учителей в вопросах повышения качества обучения школьников, распространение  и применение их опыта.

Данная задача приобретает особую значимость, поскольку нынешний,  2007-2008, учебный год серьезно отличается от предыдущих – принято важное решение об обязательности среднего  образования. Это ориентирует нас на анализ ситуации в системе общего образования в плане организации его получения всеми обучающимися и закрепления положительной динамики  в результатах единого государственного экзамена.

Сегодня большинство образовательных учреждений области активно внедряют информационные технологии в учебно-воспитательный процесс, что стало возможным благодаря оснащению их  современным компьютерным оборудованием и подключением к сети Интернет.

Особо хочется отметить тот факт, что Тюменская область в числе первых субъектов Федерации  завершила процесс подключения всех общеобразовательных учреждений  к сети Интернет. На первый план сейчас  выходит грамотное и эффективное использование в учебном процессе   всего арсенала технического оснащения.

Я просил бы в следующем году обратить особое внимание на кардинальное совершенствование профессиональной подготовки. Нам остро необходима сеть учебных центров  по подготовке рабочих и инженерных кадров для различных отраслей промышленности.

Профессиональная подготовка должна отвечать современным потребностям рынка труда. Нужно адаптировать к требованиям производства стандарты профессионального образования, повышать качество образовательных услуг, а также уровень подготовки управленческих кадров, активно внедрять передовой зарубежный опыт. Такие задачи по развитию региональных программ профессионального образования поставил Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем недавнем выступлении на Совете законодателей.

Скажу еще об одном, связанном с темой совершенствования образования в области. Продолжает увеличиваться численность детей, посещающих детские сады. Свою роль в этом сыграли реализация  областной программы по созданию дополнительных мест в детских дошкольных организациях и введение с начала года компенсации части родительской платы за содержание в них ребенка. Пользуются спросом у  населения, особенно у работающего, группы кратковременного пребывания детей.

Считаю необходимым направить усилия Правительства области и частных инвесторов на полное удовлетворение потребности в дошкольных учреждениях. Мы со своей стороны увеличиваем финансирование этого направления, и я надеюсь на адекватную реакцию со стороны бизнеса.

Политика жизнеобеспечения населения области – это и транспортное обслуживание, развитие услуг связи.

В целях удовлетворения потребности населения в пассажирских перевозках будет продолжена государственная поддержка пригородных перевозок железнодорожным транспортом, муниципальным автомобильным транспортом, местных авиа- и  водных линий в части возмещения перевозчикам выпадающих доходов для обеспечения доступности транспортных услуг для населения.

В текущем году завершится реконструкция Ялуторовского и Тобольского автовокзалов. В 2008 году планируется строительство и реконструкция автовокзалов и автостанций в г.Ишиме, в селах Казанское, Юргинское и Ярково.

В текущем году будет завершена реконструкция железнодорожного вокзала станции Тюмень, осуществляемая за счет средств областного бюджета. Правительством Тюменской области и ОАО "Российские железные дороги" в 2008 году будет организована работа по реконструкции вокзальных комплексов в городах Тобольске, Ялуторовске и Заводоуковске.

Дорожное строительство – важный фактор обеспечения потребностей растущей экономики, повышения качества жизни населения региона. Мы будем уделять значительное внимание развитию дорожной сети муниципальных образований, строительству новых и реконструкции старых областных и межмуниципальных дорог.

Что же касается телекоммуникационной инфраструктуры, то наиболее  динамично развивающимися  сегментами здесь являются  телевидение, радиовещание  и  интернет-издания. С нынешнего года 90% населения региона обеспечено приёмом уверенного сигнала региональных телерадиокомпаний. Уже в следующем году будет завершена работа по организации пунктов коллективного интернет-доступа во всех сельских населенных пунктах юга области с числом жителей  более 500 человек.

Несмотря на значительный перенос объемов  пользования с традиционной стационарной связи на сотовую (к 2008 году показатель обеспеченности населения сотовой связью достигнет 114%), увеличивается  и доля населения, охваченного проводной телефонной связью. При этом приоритетное внимание уделяется  развитию услуг проводной связи на селе. Уровень обеспеченности квартирными телефонными аппаратами жителей сельских населенных пунктов  в 2 раза превышает соответствующий  показатель по Российской Федерации и Уральскому федеральному округу. К концу  2008 года каждый населенный пункт юга области будет обеспечен  телефонной связью.

Говоря о комплексном обеспечении жизни населения области, нельзя обойти стороной вопросы безопасности.

В соответствии с Комплексной программой по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Тюменской области на 2006-2008 годы  проводится планомерная работа по профилактике преступлений.

Совместная конструктивная работа  органов власти и правоохранительных структур дает конкретные положительные результаты. В нынешнем году отмечается снижение числа зарегистрированных преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений – на 14%. Количество преступлений, совершенных в общественных местах, уменьшилось на 6%. В результате  принятых  мер снизилась  повторная  преступность  на 14,7% и подростковая – на 24%.

Однако некоторое снижение уровня преступности не должно нас успокаивать. Мы будем продолжать эту работу. Но все должны понимать, что в одиночку власть никогда не решит данную проблему, и только сообща мы сможем достичь весомых результатов.

Беспокоит то, что остается сложной обстановка на автомобильных дорогах области. Продолжает  расти  количество дорожно-транспортных происшествий. Количество ДТП с участием детей возросло за 9 месяцев текущего года более чем на 20%.

Обеспечение безопасности дорожного движения требует усиления ответственности за нарушение правил дорожного движения, за подготовку водительских кадров, а также усиления контроля за техническим состоянием транспортных средств.

Тревожная статистика детского травматизма на дорогах требует активизации профилактической работы в образовательных учреждениях, включая дошкольные, а также повышения ответственности родителей.

Прошу правоохранительные органы, учреждения образования, педагогическую и родительскую общественность сделать все для того, чтобы уже в следующем году радикально изменить ситуацию на дорогах области.

Все направления нашей экономической и социальной политики, все мероприятия по "сбережению" народа емко и результативно, в интегрированном выражении, проявляются в демографической ситуации в обществе.

В Тюменской области  прослеживаются положительные тенденции в рождаемости. За последние пять лет ее уровень вырос на 22%. Стабилизация показателя смертности при одновременном повышении рождаемости позволяет сделать вывод о постепенном улучшении демографической ситуации в области.

Президент Российской Федерации в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию определяет демографическую политику как один из основных приоритетов деятельности исполнительной власти. В регионе разработана  комплексная программа демографического развития на период до 2010 года.

Основные направления программы демографического развития:

-      укрепление института семьи и профилактика "социального" сиротства;

-      улучшение репродуктивного здоровья населения;

-      снижение смертности;

-      обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов;

-      содействие занятости, профессиональной подготовке и переподготовке женщин, имеющих малолетних детей, а также многодетных родителей;

-       реализация миграционной политики, направленной на улучшение демографической ситуации.

Центральное звено - укрепление института семьи. Всеми силами мы стремимся поддержать материнство, привнести в жизнь семей материальную стабильность и благополучие. Новые импульсы, новый подъем этой работе должен дать 2008 год, решением Президента Российской Федерации объявленный Годом семьи. Давайте с таким настроем его и проживем.

В регионе в  полном объеме  реализуется  комплекс дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, названных в прошлогоднем Послании Президента Российской Федерации: это и компенсация части родительской платы в дошкольных организациях, и повышение размера выплат на детей-сирот, проживающих в семьях граждан.

Получили большую общественную поддержку областные акции по награждению многодетных матерей медалью «Материнская слава»,  по проведению конкурса  многодетных отцов.

Увеличены выплаты на содержание детей, принятых на воспитание в семьи, а также заработная плата патронатных воспитателей и приёмных родителей.

С 1 января 2007 года установлено единовременное пособие при всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью в размере 8000 рублей.

Реализация указанных мер поддержки в 2007 году полностью обеспечена за счет средств федерального и областного бюджета.

Нам удалось повысить эффективность работы по  социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличить охват семейными формами устройства. Сейчас более 4 тысяч  детей (72% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) устроены в семьи.

Решение социально-экономических и политических задач создает предпосылки для преодоления психологии выживания, для укрепления веры людей в себя, в свои способности и умения. Но никакие объективные предпосылки автоматически не ведут к пониманию человеком своего предназначения, глубокого содержания и смысла своей жизни.

Мы должны пробудить в жителях региона чувство сопричастности к общей истории и культуре, а стало быть, общей судьбе. Необходимо способствовать возрождению гордости  за себя, свою семью, свою землю, на которой мы живем и трудимся, за свои социальные и исторические корни.

Мы должны осознать, что уникальный этнический состав области – наше богатство, которое мы должны бережно хранить. Наша область дает превосходный пример недопущения межэтнических и межобщинных трений и конфликтов – думаю, в том числе и поэтому  она избрана в качестве пилотного региона реализации государственной программы содействия переселению соотечественников. Мы обязаны и далее поддерживать чувство регионального патриотизма – основу гармоничной совместной жизни и взаимообогащения сообщества больших и малых народов, народов с разными культурами, традициями и образом жизни.

Нам необходимо осуществить комплекс мер по организации свободного времени и отдыха людей, особенно молодых. Эти меры призваны не просто дать человеку возможность чем-либо себя занять, но и  сформировать у него понимание необходимости приобщения к высоким стандартам российской и мировой культуры. Это поможет решению многих острых социальных проблем, в том числе преодолеть так волнующие нас пьянство, наркоманию и преступность среди молодежи. Мы должны воспитать настоящих юных  граждан России, повысить социальную активность молодежи. Тут поможет установление и поддержание верного баланса государственного, семейного и общественного воспитания.

Вокруг этих благородных задач – и конкретных проектов, направленных на их достижение, – должны объединиться политическая, культурная и общественная элиты области, вообще все люди, занимающие активную жизненную позицию. Приведу  только один пример такого проекта, которому я придаю очень большое значение.

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 18 июня 2007 года в области  начата работа по созданию Тюменского регионального центра Президентской библиотеки имени Бориса Николаевича Ельцина – кстати, и тут мы выступаем как пилотный регион. Этот центр будет представлять собой единый информационный ресурс, обеспечивающий повышение интереса к отечественной истории, истории российской государственности и ее современному состоянию, и укрепление уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации. Центр будет создан на базе областной научной библиотеки как сверхсовременная автоматизированная информационно-библиотечная система. Этот проект способен оказать самое позитивное воздействие на политическую культуру нашего общества, укрепление его гражданских начал, интеграцию в глобальное информационное пространство. Он потребует огромных усилий всех нас – и я надеюсь, что они будут приложены.

В нашей области, как и во всей стране, реализуются предусмотренные административной реформой  задачи совершенствования государственного управления. На первом месте здесь - создание системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти как на региональном, так и на муниципальном уровне.  Идет процесс разработки и внедрения в деятельность органов  исполнительной власти регламентов  выполняемых функций и предоставляемых ими публичных услуг. На последнем моменте я хотел бы остановиться подробнее.

Одно из важнейших требований к любой власти – это ее эффективность. В ее отсутствие власть просто не может называться властью, да и очень быстро перестает ею быть. А смысл слова "эффективность" в данном случае раскрывается именно через понятие "публичной услуги". Для оказания услуг гражданам и ни для чего другого власть и существует. Услуг своевременных, качественных, доступных, покрывающих весь спектр потребностей.

Еще одно важнейшее требование к власти – это ее ответственность, дополненная динамизмом. А и то, и другое достигается только одним способом – постоянным поддержанием прочной, неразрывной связи между властью и обществом, связи прямой и обратной. Да, мы немало сделали для установления открытого диалога, конструктивного сотрудничества органов власти региона и структур гражданского общества. Работа с широкой общественностью осуществляется прежде всего в рамках Гражданского Форума области, Общественного Совета по контролю за реализацией приоритетных национальных проектов, различных  координационных советов и комиссий. Укрепляются деловые контакты с руководством Тобольско-Тюменской епархии Русской православной Церкви, духовных управлений мусульман, протестантских церквей, других религиозных сообществ, а также политических партий, национальных и иных общественных объединений.

Подобная практика позволяет оперативно устранять недопонимание, проявления межконфессиональной нетерпимости, формировать объективное общественное мнение, обеспечивать общественную поддержку важнейших управленческих решений. Результатом становится оздоровление общественной атмосферы, значительное снижение протестного потенциала, рост толерантности, запуск механизмов социального партнерства.

И все-таки сделано еще недостаточно. Еще далеко не всегда наша власть выдерживает высокую планку ответственности, не всегда динамично реагирует на меняющиеся общественные запросы. Слишком часто иллюстрацией отношения власти к общественным нуждам может служить известная всем нам с детства картина Григория Мясоедова "Земство обедает". Но этому сюжету место в музее, а не в XXI веке. С таким отношением пора заканчивать. Причем особенно важно видеть в общественности не только консультативную, но и участвующую, деятельную силу, без сотрудничества с которой власть становится неполноценной. Прошу всех рассматривать принятие этой установки как мое прямое поручение.

И третье важнейшее требование к власти – она не должна быть безразличной. Оно может показаться самоочевидным – но это не так. Поэтому мне придется вернуться к этой теме в самом конце выступления.

Пока же подведем промежуточный итог. Я попытался очертить контуры нашего будущего и назвал те первоочередные шаги, которые нам необходимо сделать для его построения. Я уверен – это и есть то будущее, которого мы все, все жители Тюменской области, достойны. Слово "достоинство" здесь не случайно – оно важнейшее. Мы ведь на самом деле знаем, что слишком многие черты уклада нашей жизни попросту оскорбляют человеческое достоинство, унижают гражданина, превращают его в бессильного заложника обстоятельств – бедности, старости, нездоровья, беззащитности перед равнодушием чиновников. Но унижение человеческого достоинства разрушает и самого человека, и государство, которое это допускает – кстати, может быть, в этом главная причина распада Советского Союза и главный урок, который должна извлечь из него Россия. Когда-то президент Франции Франсуа Миттеран сделал своим девизом формулу "Спокойная сила". Думаю, в нашей ситуации эта простая формула тоже очень важна. Спокойствие и сила. Гражданин должен быть спокоен. Он должен знать, что его интересы надежно защищены теми, кто для этого, прежде всего для этого избран и назначен на соответствующие посты; что его дом будет теплым и безопасным, а стол – сытным или хотя бы достаточным; что врачи не оставят его без помощи, ссылаясь на нехватку лекарств или бензина, необходимого, чтобы "Скорая помощь" приехала действительно скоро; что его дети получат современное образование и найдут работу; что пенсия его родителей или его самого будет соответствовать трудовому вкладу, а не превратится в унизительную подачку; что его сбережения больше никогда не растают в одночасье; что он может без опаски выйти на улицу в поздний час. И гражданин должен быть сильным. Он должен знать, что все, превышающее минимально приемлемый уровень безопасности и комфорта, может быть достигнуто его собственными силами; что он свободен в выборе жизненного пути; что успех его дела, будь то бизнес или творчество, зависит прежде всего от его же таланта и упорства, а не от произвола чиновников; что результаты его труда застрахованы от новых социальных катастроф и катаклизмов, что они перейдут по наследству его потомкам и будут ими сохранены и преумножены.

Кто-то скажет, что это мечта? Да; но мечта – это совсем не строительство воздушных замков. "У меня есть мечта" – эти слова звучали рефреном в знаменитой речи американского общественного и политического деятеля Мартина Лютера Кинга, и не случайно они стали легендарными. Тут выражена самая суть политики; ведь политика – совсем не только и не столько борьба за власть, сколько забота об общем благе. Политика без мечты о лучшей, правильно и хорошо устроенной жизни не нужна никому, кроме корыстных политиканов, да на самом деле и невозможна. И я совершенно не стыжусь признаться в том, что у меня есть мечта – потому, что эта мечта осуществима. Что дает мне основания уверенно это утверждать? Несколько факторов.

Во-первых, как мы видели, Тюменской областью накоплен огромный потенциал развития. Не могу не высказать здесь слова благодарности моему предшественнику на губернаторском посту, а теперь – руководителю Администрации Президента Российской Федерации Сергею Семеновичу Собянину, много сделавшему для формирования этого потенциала, в том числе создавшему слаженную управленческую команду, на деле доказавшую свое умение решать самые сложные задачи. Что этот потенциал необходимо сохранить и преумножить, само собой разумеется. Но теперь мы должны привести его в действие, обратить потенциальную энергию в кинетическую – и добиться прорыва в развитии региона, проложить дорогу из настоящего в будущее. Все необходимое для этого есть.

Во-вторых, как я говорил в начале своего выступления, в стране сложилась политическая обстановка, благоприятствующая реализации даже самых амбициозных планов. После VIII съезда Всероссийской политической партии "Единая Россия", в котором я недавно принял участие, могу утверждать это уверенно. Потенциал развития – и Тюменской области, и других регионов, и России в целом – теперь застрахован от внешних угроз и рисков. И в этом отношении – все в наших собственных руках.

В-третьих, в Тюменской области уже достигнут высокий уровень консолидации всех общественных сил. Об этом свидетельствует и отсутствие серьезных внутренних социальных конфликтов, и повседневная практика взаимодействия власти и общества, и, между прочим, ход и результаты выборов действующего состава областной Думы. Но консолидация – не самоцель, это очень важная, но все-таки промежуточная задача. Консолидация не должна выродиться в принудительное низкопоклонство и чинопочитание. Консолидация должна иметь смысл и цель. Этим смыслом и этой целью, как я полагаю, и должен стать определенный образ будущего, если угодно, мечта, вокруг которой объединятся разные общественные силы – не утрачивая собственной уникальности, а, напротив, мобилизуя свои уникальные возможности для достижения общей цели. Консолидация не упраздняет автономные инициативы, напротив – она призвана стимулировать и объединить их, обеспечивая мощный кумулятивный эффект.

Таким образом, у нас есть все основания для оптимистичного взгляда в будущее – потому что то будущее, о котором я сейчас говорил, достижимо. Оно – не утопия.

Но оптимизм не равнозначен самоуспокоению. И поэтому завершить свое Послание я бы хотел самой тяжелой, волнующей меня мыслью – мыслью о том, что все еще может помешать реализации этой мечты. Ведь после того, как все внешние угрозы устранены, на первый план выходит угроза внутренняя. Эта угроза – безразличие и равнодушие.

Причем то равнодушие, о котором я говорю – пассивность, инертность, нежелание что-либо менять в своей жизни и повседневной деятельности – все еще свойственно и многим гражданам, и, к сожалению, отдельным представителям власти. Именно оно, прежде всего, мешает превратить нашу область в сплоченную команду, энергично создающую собственное будущее. Именно из-за него задыхаются некоторые общественные инициативы – и, наоборот, встречают непонимание инициативы органов власти, не подкрепленные силой личного убеждения, не сопровождаемые такой необходимой сегодня разъяснительной работой.  Именно равнодушие – основная сегодняшняя опасность. И если говорить о том, как я сам оцениваю результаты собственного труда на губернаторском посту, то, пожалуй, главное, что мне пока еще не удалось – преодолеть вот это равнодушие, пробудить широкую общественную активность, наладить постоянное творческое взаимодействие власти и общества. Но думаю, что вместе мы справимся с этой задачей, которую я призываю вас рассматривать как первую и центральную.

Она особенно значима еще  и потому, что никто не может себе позволить равнодушно отнестись к важнейшему политическому событию этого года – предстоящим выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Мы обязаны сделать все, чтобы наша область совершила осознанный выбор – выбор в пользу консолидации, упрочения атмосферы согласия и общественно-политической стабильности в регионе. Выбор в пользу будущего. И мы это сделаем.

Спасибо за внимание.

Источник: Департамент по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области

Изменено: 24 ноября 2016 13:13:29
Создано: 22 мая 2010 18:20:16


© 2010 — Правительство Тюменской области

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-72017 от 26 декабря 2017 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Администратор Портала — ГКУ ТО «ЦИТТО». Портал реализован на платформе «SiTex».

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru